search

Конфликт вокруг строительства новой мечети в Москве: массовые стычки отложены на некоторое время

<strong>Конфликт вокруг строительства новой мечети в Москве: массовые стычки отложены на некоторое время</strong>

Резонанс, порожденный распространением ряда видеороликов, связанных с конфликтом вокруг гипотетического строительства исламского культового сооружения в Косино- Ухтомском районе Москвы, показал наличие целого ряда давно известных, однако «заметенных под ковер» противоречий на этноконфессиональной почве в Российской Федерации.

Пока власти смогли погасить конфликт, но он обязательно возникнет, как только власти начнут хоть немного ослабевать, а мусульманские лидеры в Москве станут немного сильнее. Сейчас власти смогли относительно тихо погасить конфликт, но явно не могут его разрешить. И главная причина, которая делает невозможным разрешение этого конфликта — ксенофобия властных структур и агрессивность «православного большинства», которая не может и не хочет смириться с тем, что количество мусульманского населения в Москве, как и в России в ближайшее время будет расти.

Наш анализ нужно начать с того, что в российской столице действительно критически не хватает мечетей. Мусульманское общество «большой Москвы», по разным оценкам, может достигать 2 миллионов человек (как граждан РФ, так и мигрантов). Представители мусульманских духовных управлений оперируют цифрами в 3-4 миллиона (что, вероятно, преувеличение). В любом случае, 4 московских мечетей (из которых только 2 относительно вместительны) явно недостаточно для удовлетворения религиозных потребностей верующих, что ярко проявляется во время самых больших религиозных праздников (например, Курбан-Байрама), когда СМИ изобилуют фото с десятками тысяч мусульман, молящихся на улицах под открытым небом, вокруг имеющихся мечетей.

Во-вторых, вопрос о строительстве неоднократно поднимался перед руководством Москвы, однако положительное решение принято так и не было. Это особенно негативно воспринималось мусульманами и по той причине, что отказы происходили на фоне максимального содействия храмовому строительству Русской православной церкви (патриарх Кирилл продвигал проект «храмов в пешей доступности» для каждого из московских микрорайонов).

В-третьих, одной из причин, заставлявшей московскую мэрию «заморозить» решение проблемы было понимание настроений, господствующих среди москвичей не мусульман. Ксенофобия и исламофобия тесно переплетались с «неприятием» такими горожанами факта влиятельности в городе «кавказских общин» и пренебрежительным пренебрежением к гастарбайтерам-мигрантам из республик Средней Азии.

История же конкретного конфликта выходит за пределы «базовых» проблем со строительством мечетей в Москве.

Прежде всего нужно обратить внимание на то, что ситуация возникла не внезапно, медийный шум вокруг нее поднимался (и затихал) еще в прошлом году. При этом никаких новых публичных «раздражителей» в связи с ней не возникало. С другой стороны, протесты против возможного строительства имеют отчетливые признаки «политтехнологического» вмешательства. Общественное движение «Сорок сороков «, которое выступает в качестве одного из организаторов «митингов-молебнов», отнюдь не является неподконтрольной организацией православных фундаменталистов, а его лидеры не рискнули бы проводить эти акции без гарантий негласного одобрения таковых их кураторами в российских спецслужбах.

Однако наиболее интересным является привлечение, в качестве фронтмена протестов бойца смешанных единоборств Максима Дивнича. Это выглядит как целенаправленная провокация, рассчитанная на мгновенную и резкую реакцию со стороны кавказских (в первую очередь —  чеченской) диаспор (в этом виде спорта до 90% спортсменов — выходцы из Северного Кавказа). Дивнича «засыпали» почти нескрываемыми угрозами физической расправы, а на его слова отреагировал лично Глава Республики Чечня Рамзан Кадыров.

Последний “перенес” дискуссию в плоскость обсуждения неадекватности ситуации, когда мусульмане воюют “за русскую землю на Донбассе”, но вынуждены терпеть унижения и обиды от российских националистов в Москве. В соцсетях появился ролик , записанный военнослужащими-чеченцами, в котором они требовали привлечения к ответственности организаторов протестов против строительства мечети по статье «разжигание межнациональной и религиозной розни». При этом были озвучены угрозы самостоятельно решить этот вопрос, в случае, если данный ультиматум не будет выполнен.

Можно предположить, что те, кто спровоцировал обострение конфликта вокруг гипотетического строительства мечети, преследовали какие-то ограниченные цели (например — продемонстрировать, что Кадыров не «всесилен» и его влиятельности недостаточно, чтобы обеспечить мусульман Москвы правом на строительство новых мечетей). Также нельзя исключать передел криминальных сфер влияния в Москве.

Однако, в итоге, все стороны временно решили замять нынешний конфликт, хотя эта история показала, что, несмотря на войну, противоречия на национальной и религиозной почве за последний год «уменьшились» лишь в воображении российских пропагандистов. После такой публичной дискуссии любые возможные решения, которые будут приняты, не смогут одновременно удовлетворить мусульманскую и немусульманскую часть москвичей. Придется искать временные компромиссы, к которым ни одна из сторон просто не готова. И, как уже отмечалось выше, главная причина, которая делает невозможным разрешение этого конфликта – ксенофобия властных структур и агрессивность «православного большинства», которая не может и не хочет смириться с тем, что количество мусульманского населения в Москве, как и в целом в России в ближайшее время будет расти. А рост мусульманского населения и его растущая роль в управлении государством не могут не вызывать конфликтов, основанных именно на пренебрежительном отношении православного большинства, которое не хочет мириться с уменьшением своих влияний.

Как результат, можно констатировать, что линия конфликта между мусульманской и православной частью России – на данный момент главная линия раскола в российском обществе. При этом все те, кто пытаются прямолинейно мыслить и говорить об этом расколе, не учитывают особенность русского мусульманства. Оно не имеет единого центра влияния и очень атомизировано. Более того, религиозные авторитеты для мусульманина чеченца не являются авторитетами для мусульманина татарина или ингуша. Поэтому, конечно, крайне сложно представить себе появление «объединенного мусульманского фронта» в Москве в ближайшее время. Хотя этот конфликт будет то тлеть, то разгораться регулярно и у него есть все шансы взорваться в тот момент, когда несколько ослабнет центр и его репрессивная машина.

Вам также будет интересно: